Ареццо (Arezzo, Тоскана, Италия) находится на пересечении четырёх долин (Валдарно, Валдикьяна, Вал Тиберина и Козентино), которые составляют эту провинцию. Именно благодаря своему географическому расположению в самом сердце Италии, Ареццо является местом встречи различных цивилизаций и культур. Город сильно пострадал во время Второй Мировой войны, но многие шедевры здесь всё же сохранились.
Посещение Ареццо интересно для людей, глубоко увлеченных искусством. Именно здесь был изобретен способ «нотный стан» — способ записи музыки «кружочками на пяти линеечках», тут родился великий Петрарка и творил художник Вазари.
Если вы несколько устали от толп туристов и шума мотоциклов — вам сюда, в Ареццо.
Все путеводители упоминают также о том, что тут проходили Оскароносного итальянского фильма «Жизнь прекрасна» режиссера Бениньи.
Ареццо – как добраться
Поездом – из Рима (2 часа), из Флоренции (1 час 15 минут),
Автобусом – из Кортоны (1 час), из Сиенны (1 час 15 минут).
На машине – в нескольких км от города проходит трасса А1, машину можно оставить на муниципальной стоянке у входа в Старый город.
Ареццо – город небольшой, его удобно осматривать пешком.
Карта Ареццо представлена на картинке справа.
Достопримечательности Ареццо
Экскурсию по Ареццо стоит начать на площади Пьяцца Сан Франческо, достопримечательностью которой является готическая церковь Сан Франческо (Chiesa di San Francesco). Церковь была создана в XIII веке и перестроена в 1318-77 г.г. в формах умбротосканской готики. Фасад остался незавершённым: колокольня относится к XVI веку.
В огромном пустынном готическом интерьере с часовенками XIV века и эпохи Ренессанса выделяются остатки настенных фресок, выполненных в XIV и XV веках. Напротив находится круглое резное окно в форме розы — розон — с прекрасным витражом работы Гильома де Марсилпат.
На хорах сохранился один из шедевров итальянского Ренессанса: цикл фресок по мотивам «Легенды Святого Креста» (Вера Кроче), выполненный Пьеро делла Франческа в 1453-66 гг. Этот цикл был навеян Золотой Легендой блаженного Якопо да Вараджине. После последней реставрации взору предстало необычайное богатство красок и света, которого Пьеро добился благодаря использованию различных техник, а также благодаря глубоко и по-новому переосмысленной концепции пространства и перспективы. Сцены фресок представляют историю креста, на котором был распят Христос.
Над хорами простирается Распятие с изображением Сан Франческо работы Мастера Сан Франческо (ХIII век). Заслуживают внимания также капелла Гуаскони с фресками Спинелло Аретино (ок. 1400 г.) и капелла Тарлати. Здесь же находится Благовещение, которое приписывают как Лука Синьорелли, так и Бартоломео делла Гатта. Подробности на сайте www.pierodellafrancesca.it
В Аббатской церкви, воздвигнутой бенедиктинцами в ХIII веке и расширенной в середине XVI в, Вазари (колокольня построена в 1650 г.), сохранились Распятие работы Сенья ди Бонавентура и монументальный алтарь Джорджо Вазари.
На территории бывшего монастыря справа от церкви располагается элегантный киостр (монастырский дворик) XV века.
На проспекте Корсо Италия, с незапамятных времён являющемся главной городской магистралью, находятся церковь Сан Микеле (XIII в.) с колокольней XIV века; дворцы Палаццо Баччи и Палаццо Алтуччи: дом-башня XIII века и дворец Палаццо Камаяни-Алберготти XIV века.
Рядом с дворцом возвышается так называемая башня Торре делла Багацца (1351 г.), которую во времена фашизма использовали в качестве «ликторской башни» (ликторы – служба охраны и сопровождения в древней Италии).
Напротив дома-башни выделяется один из самых значительных образцов романского стиля в Тоскане — приходская церковь Санта Мария (Pieve di Santa Maria), строительство которой началось в 1140 году и продолжалось, с внесением элементов готики, вплоть до первых десятилетий XIV века. В XVI веке церковь перестраивалась по проекту Вазари и была полностью восстановлена в конце XIX века. Её прекрасный фасад выполнен в романском стиле под влиянием пизанско-лукканской школы (XIII век). Центральный портал украшен изображением Месяцев, мощную башню-колокольню (1330 г.) с окнами, разделёнными колонками, называют башней «ста отверстий». В величественном интерьере располагаются купель Джованни ди Агостино и полиптих работы Пьетро Лоренцетти (1320-24гг)
Площадь Пьяцца Гранде, которую называют также Пьяцца Вазари, является одной из самых живописных площадей в Италии (интересно, что она имеет наклон почти в 30 градусов). В июне и сентябре здесь проводятся Рыцарские турниры Сарацинов (Giostra del Saracino, третье воскресенье июня и первое воскресенье сентября — мероприятие необычное, красочное и запоминающееся); ежемесячно (в первое воскресенье месяца) устраивается знаменитая Ярмарка антиквариата (http://www.fieraantiquaria.org/).
Достопримечательностями площади являются: Публичный фонтан (XVI век), Дворец Суда и элегантный Дворец Собратства Послушников, нижний этаж которого построен в готическом стиле, а верхний — в стиле Ренессанса. Достоин внимания Дворец Лоджий, созданный по проекту Вазари в 1537 году.
На улице Виа Пилеати, продолжении проспекта Корсо Италия, расположены монументальный Преторский дворец (XIV-XV в.в.) и предполагаемый дом Петрарки (Casa Petrarca, на пересечении Via dei Pileati и Via del Orto), в котором размещается сейчас Академия Литературы, Искусств и Наук имени Петрарки.
Проходя по бульвару Пасседжо дель Прато с разрушенной Крепостью Медичи, вы попадаете к Собору (Дуомо), строительство которого началось в XIII веке и было закончено в начале XVI века. Внутри собора располагаются готическая арка Сан Донато, «Магдалина» фреска работы Пьеро делла Франческа и кенотаф епископа Гвидо Тарлати (1330 г.) В Епархиальном музее находятся три деревянных Распятия (XIII в.), изумительный «Сан Джироламо в пустыне» работы Бартоломео делла Гатта, и драгоценные ювелирные изделия.
Рядом на маленькой уединённой площади, окружённой деревьями, стоит церковь Сан Доменико, внутри которой размещается грандиозное Распятие, раннее произведение Чимабуэ.
Прекрасным примером тосканского маньеризма является дом Вазари, в котором жил Джорджо Вазари. Этот дом создан по его собственному проекту (1540-48 гг).
Отсюда, минуя церковь (XI-XII в.в.) Санта Мария ин Гради (перестроенную в 1592 г. архитектором Амманнати). можно добраться до Музея средневекового и современного искусства, который размещается во дворце эпохи Возрождения Палаццо Бруни-Чиокки шт, как его называют, Таможенном дворце (XV век). Дворец расположен на монументальном перекрёстке, дополненном дворцами XIV века и эпохи Возрождения.
Музей появился при слиянии муниципальных коллекций и коллекций Собратства Отшельников. Он предлагает подробнейший обзор живописи Ареццо и Тосканы с XIV по XLX века. Здесь представлены произведения Джорджо Вазари, Маргарито Дареццо, Cпинeлло. Аретино, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Людовико Карраччи. Здесь экспонируется «Мадонна делла Мизерикордиа» работы Парри ди Спинелло. а также живопись с XVII века (Грекетто, Пьетро Бенвенути) по XIX век, которая представлена художниками-ташистами Джованни Фаттори и Телемако Синьорини. Кроме того, в музее экспонируются ювелирные изделия, бронзовые скульптурки, майолики (одна из наиболее богатых коллекций в Италии), оружие, монеты и медали.
На старинной улице «Виа Сакра», которая заключила в полукольцо средневековый город, находится церковь Сантиссима Аннунциата. Это здание эпохи Возрождения с незаконченным фасадом и элегантным трёхарочным окном (XVI в.). Внутри находится почитаемая скульптура из терракоты «Мадонна с Младенцем» работы Микеле да Фиренце (ок. 1430 г.).
Археологический музей Меценатов располагается в бывшем монастыре Сан Бернардо, частично размещающемся на развалинах римского амфитеатра (117-138 г.г. н.э.). Собрание музея представлено произведениями из частных коллекций XVIII-XIX веков и предметами, обнаруженными при недавних раскопках. Помимо отдела этрусской и эллинистической культур, в музее находятся предметы, найденные в землях Ареццо (спиральная чаша Эифрониос), Валдикьяна (аттическая амфора) и Казентино. В отделе римской культуры заслуживают внимания так называемые коралловые вазы, или «запечатанные земли», аретинская столовая посуда из керамики, покрытой красной краской, а также аттическая чаша Дуриса, изделия из стекла и драгоценности (мужской портрет, выполненный в технике крисографии — роспись золотыми чернилами по пергаменту), нумизматика, этрусские и римские изделия из бронзы. В музее есть отделы, посвященные доисторической эпохе и палеонтологии.
За чертой города на месте древнего «Фонс Текта» стоит церковь Санта Мария делле Грацие, построенная в 1435-44 г.г. Перед строгой готической церковью располагается элегантный портик со сводами, созданный по проекту архитектора Бенедетто да Майано. Внутри находится центральный алтарь из мрамора и застеклённая терракота Андреа делла Роббиа, которая заключает в себе фрески работы Парри ди Спинелло.
За Альпи ди Поти находится в 18,5 км на восток аббатство Саи Вериано — романская церковь XI века.
Ареццо – немного истории
Арретиум, о котором есть сведения, начиная с IV века до н.э., являлся, возможно, одной из 12-ти могущественных лукомоний этрусков. Он стал римским военным центром и утвердил себя при императоре Августе. В I веке до н.э. здесь развивается производство «запечатанной земли» («тер-ра сиджиллата»), которое приходит в упадок вместе с городом в начале II века.
Экономическое и городское возрождение начинается в XII веке в период коммунального управления, здесь был основан университет. В 1289 году после поражения Кампалдино, о котором упоминает Данте, город попадает под влияние Флоренции. которой продаётся первый раз в 1337 гoду, а затем, окончательно, в 1384 г. В этот период начинается упадок города, который наносит ущерб художественной и культурной независимости.
Новый импульс к развитию возникает в период Объединения Италии и прежде всего, после строительства железной дороги Флоренция — Рим (1862-66 гг).
от камней, вековыми содеянных,
что хранят отголоски речей,
крики жертв с оголенными шеями…
и раскаянья их палачей…
от камней тихой ночью бесстрастною,
от дрожания их в площадях,
замирает действительность праздная,
обращается суетность в прах…
этот город, античным затеянный,
жадно пьет из потока валют…
птицы тучные мелочь клюют,
что не может вместиться в наклеенный
на ворота плакатный уют…
различи за улыбчивой внешностью
манекенов звенящих витрин,
твой, Ареццо, забытый с поспешностью
за старением сладостных вин,
за брожением флирта и пением
на мощеных твоих площадях,
слабый голос невинного тления,
умерщвленного узника прах…
Автор — Елена Серебровская-Мильори