Дуомо во Флоренции – та достопримечательность, пропустить которую невозможно: это потрясающий величием собор, вмещающий до 20000 человек.
И в то же время он выглядит удивительно нежно: отделанный розовым, темно-зеленым и белым мрамором, он словно цветок, распустившийся в центре города. Не случайно, официальной название Дуомо во Флоренции – собор Санта Мария дель Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore), собор Святой Марии с цветком.
Неожиданно открывшись вам за поворотом улочек, Собор потрясает и притягивает. Собор огромен: его длина составляет 153 метра, ширина — 90 метров. Но здание так органично смотрится на небольшой площади, что хочется вновь и вновь возвращаться сюда.
Здание Дуомо Флоренции относится к раннему Ренессансу, первый камень в его основание заложен в 1296 году на месте древней церкви Святой Репараты (защитницей Флоренции в битве с готами). Освящен Собор в 1436 году.
Первоначальный проект собора принадлежит Арнольфо ди Камбио, а величественный купол был создан Филиппо Брунелески. Это крупнейший купол, построенный без лесов по особой технологии, перенятой у строителей Пантеона в Риме, он состоит из внешней и внутренней оболочек. Подробно об уникальной истории строительства Собора и о внушительном списке привлеченных к его созданию мастеров можно прочитать практически в любом из путеводителей.
Фасад Дуомо долгое время выглядел неказисто – просто был обтянут холстом. Мраморное великолепие в нео-готическом стиле начали возводить лишь в 1887 году, отделка не закончена до сих пор. Сядьте напротив на лавочке в тенечке и рассмотрите его сложно-ажурный фасад…
После лицезрения пышно украшенного фасада, внутренний зал может показаться слишком скромным и пустым.
Украшают его редко размещенные фрески. Да еще странный портрет монумента Джона Хоквуда на коне, выполненный в неожиданной для подобного помещения «кубической манере».
Обратите внимание детей на необычные часы над входом. Мало того, что они имеют не 12-ти, а 24-часовой циферблат. Они еще и идут в обратную сторону! И делают это исправно аж с 1443 года, когда были созданы мастером Паоло Уччелло.
Обязательно поднимитесь вверх на купол (очередь на вход – слева в конце здания, если стоять лицом к центральному входу). Очередь может быть большой, поэтому выбирайте время или с утра, или ближе к закрытию (часы работы 10.00-17.00).
Очереди в Дуомо, Флоренция:
По дороге вверх (как передышка) — небольшой музей строительства Собора:
Поднявшись на галерею, вы сумеете лучше рассмотреть главный шедевр собора – расписанный купол (находясь внизу, в самом здании собора, его видно плохо). А с галереи перед вами раскроется замечательная панорама, которая в совокупности со звучащей органной музыкой заставит вас просто замереть в благоговении. Сюжет традиционен – «Страшный суд», росписи выполнены Вазари и Дзуккари.
Вид с галереи под куполом вниз:
С самого верха Дуомо открывается потрясающий вид на окрестности, на Флоренцию. Город расположен как-бы в котловине, что создает абсолютно «открыточное» впечатление от домов с красно-кирпичными крышами на фоне зеленых холмов.
Кампанила, Флоренция
Рядом находится колокольня (Кампанила), строительство которой было начато в 1334 году Джотто, продолжено после его смерти Андреа Пизано и Франческо Таленти. Единственная часть Кампаниллы Флоренции, возведенная в точном соответствии с проектом Джотто – это ее нижний ярус с двумя рядами барельефов.
Кампанила открыта для посещения ежедневно с самого утра (с 8.30 до 19.00), и если вам не удалось подняться на купол Собора Дуомо и осмотреть окрестности, то можно сделать это с Кампанилы, высотой она практически такая же (осторожно – это 414 ступенек вверх!).
Вид с Кампанилы на площадь около Дуомо:
Баптистерий
Напротив Собора Санта Мария дель Фьоре располагается Баптистерий, датирующийся VI-VII веками, это самое древнее сооружение города.
Главную драгоценность баптистерия можно увидеть, не заходя внутрь – это золоченые бронзовые двери, созданные в начале XV века Лоренцо Гиберти; Микеланджело называл их «райскими вратами». Барельефы золотых дверей баптистерия – новаторское произведение для того времени, где чуть ли не впервые были использованы перспектива и сложная группировка объектов для передачи человеческих отношений.
На восточной двери можно видеть автопортрет Гиберти (левая створка, четвертая голова сверху в правой части).
Интерьер баптистерия заинтересует ценителей искусства: мозаичный пол и потолок XIII века, а также усыпальница папы Иоанна XXIII под великолепным мраморным балдахином работы Донателло и его ученика Микелоццо.