Дворец дожей в Венеции (Италия) – официальная резиденция правителей Венеции (дожей) и место заседания правительства с IX века до падения Венецианской Республики в 1797 году. Здание, построенное в 14-15 века, многократно перестраивался, но в целом сохранил свои готические черты.
Безусловно, сюда стоит зайти, если вы посетили Венецию.
В статье о Дворце Дожей будем приводить отрывки из книги П.Перцова «Венеция» (изданной в С-Петербурге в 1905 году), чей отзыв о городе считается образцом литературной классики.
«При первом взгляде на Дворец дожей кажется, что это здание опрокинуто фундаментом вверх и крышею вниз: два этажа колонн внизу и сплошная стена наверху. Это здание тоже unicum, как и собор. Готические стрелы сочетались здесь с романскими кругами, и толстые, низкие, египетские колонны первого этажа не имеют базы, но увенчаны капителями из листьев, животных и человеческих голов.
Во всех подробностях здания проявляется то же господство случайности: из шести громадных готических окон фасада, выходящего к морю, два правых пробиты ниже других и в свою очередь не согласованы между собой. Фасад Пьяцетты правильнее, но у него одно окно оказывается ниже остальных. Среди каменной резьбы неожиданно вкраплены аллегорические барельефы. Скульптурные украшения вообще оригинальны, не только по месту нахождения, но и по выполнению. Почти все они — примитивной средневековой работы.
Всего чаще идешь во Дворец дожей. Этот дом — теперь музей — был когда-то центральным органом сложного государственного организма.»
При осмотре Дворца обратите внимание на Золотую лестницу, ведущую с галереи на этажи выше. Задержитесь в зале Антиколлегии, где хранятся четыре полотна Тинторетто и «Похищение Европы» Веронезе, творения которого представлены и в грандиозном зале Большого Совета: потолочное панно «Апофеоз Венеции» находится над возвышением, откуда дож наблюдал за заседаниями городского собрания. Фоном служит огромный «Рай», созданный Тинторетто.
К сожалению, во многих залах Дворца дожей фото делать запрещается.
И вновь дадим слово П.Перцову, посетившему Венецию в самом начале ХХ века.
Вхожу во дворец. Ряд пустых торжественных покоев. Золотые резные потолки, в которые, как в драгоценные камни, вправлены великолепные плафоны; стены, покрытые картинами; громадные мраморные камины; мраморные ворота вместо дверей, с колоннами, со статуями — целые триумфальные арки. Я читаю на этих дверях: «Сенатъ», «Совет Десяти», «Зал Большого Совета», — и невольно овладевает робость. Опять думаешь о старой Венеции, о величавых хозяевах этого дворца, о шелесте пурпурных платьев на этом полу. Представляются сцены, которых могли быть свидетелями эти залы, — речи, которые они должны были слышать. Тогда люди жили полнее и ярче, чем теперь… Одни и те же люди торговали и плавали, вели переговоры и создавали законы, исследовали далекие страны и завоевывали близкие.
Вот они — тени прошедшего — на великолепных полотнах Тициана и Тинторетто. Совсем другие типы, другие люди, чем те, кто на них смотрит, — совсем другой склад лица. Много скрытой силы, сосредоточенного самосохранения; мало личной сложности и нашего постоянного «рефлекса». Особенно характерны портреты дожей — старые, морщинистые, испытанные жизнью лица. Угрюмые, подозрительные глаза близоруко глядят из-под надвинутого золотого колпака — короны дожей… Один дож смотрит так пристально и лукаво, что чувствуешь невольное смущение от этой проницательности…
Но после осмотра парадных комнат остается еще визит: нужно видеть и оборотную сторону медали. Темные, узкие коридоры и лестницы приводят в подвалы дворца, где помещалась государственная тюрьма. Сырые каменные ящики без окон, впрочем иногда обшитые тесом — может быть, для почетных узников… Тусклые, коптящие керосиновые лампочки освещают каменное ложе и изъеденные сыростью стены, на которых можно рассмотреть надписи и знаки, оставленные заключенными. Нижние камеры помещаются уже чуть не в самой воде. Так медленно изводились между камнями фундамента, в подножии гигантского дворца, враги этого правительства, а, может быть, только правителей…
Дворец дожей (Palazzo Ducale) – официальная информация
Сайт http://palazzoducale.visitmuve.it/
Часы работы: ежедневно с 8.30 до 19.30 (с апреля по октябрь), до 17.30 (с ноября по март). Закрыт 25 декабря и 1 января.
Так как Палаццо Дукале открывается раньше, чем, например, Собор Святого Марка, то можно начать утренний осмотр Венеции именно с его посещения.