Текст — Чиро Чeнaтьeмпо (гид, Италия. Сохранена стилистика итальянского автора).
Среди пляжей, морских бухт и заливов, кратеров, утесов, гротов, туннелей, подземных катакомб, эндогенных мифов и чудесных историй Италии, лежит «огненная земля», ограниченная с запада мысом Мизено, а с востока — мысом Позилиппо, отделяющим широкий залив Поццуоли от морских путей на Прочиду и Искью. Название ей — Флегрейские поля.
Землетрясения, извержения вулкана оставили свой след в этих местах, богатых археологическими раскопками и удивительными свидетельствами прошлого, символически выраженными городом, затопленным заливом, который будучи греческой колонией, в римскую эпоху стал легендарным местом отдыха для аристократов, избравшим его в качестве роскошного термального курорта. Слава, которая спустя много лет, благодаря посещениям Гранд Тура, была оживлена еще до того, как увидели свет сокровища Геркуланум а особенно Помпеи.
Землю, которую так любил Вергилий, выражает особую и уникальную силу природы и культуры. Огонь и красота, скалы и дымка, зеленые Цветущие холмы, искусство и ремесла, море и солнце объединяют в единую мозаику ценности древнего Запада.
От священных свидетельств Кум до роскоши термальных судов и имперских вилл залива, от впечатляющих видов Аверно до серных облаков кратера Сольфатары, от спуска в недра Рионе Терра до амфитеатра и (других великолепных памятников исторического центра Поццуоли, от бассейна Мирабилис до Грота Драгонары, в виртуозном танце пресной и морской воды, бесконечного великолепия и тысячелетних тайн, территория, которую нужно открыть для себя.
ПОЦЦУОЛИ
Pozzuoli являлся центром торговли могущественных Кум, и впоследствии, с прибытием изгнанников из Самоса (530 год до н.э.), получил пророческое название Дикеархия ( «город справедливости ») и начал свой этап развития в качестве города. После периода управления гражданами Кампании, в 338 году он попал под влияние Рима, впоследствии его пытался завоевать Ганнибал (215 год до н.э.), что свидетельствовало о торговом и военном значении всего Флегрейского залива.
Таким образом, Путеолы («маленькие колодцы») стали самой главной гаванью Средиземного моря. Они получили название «Delus minor» (малый Дилос) и «litora mundi hospita» (берега гостеприимного мира).
Искусство обработки стекла, керамики, благовоний, тканей, красок и железа получило широкое распространение благодаря местным мастерам, обученным финикийским, эллинистическим и египетским традициям. Благодаря порту, Путеолы соприкасались с другими культурами и цивилизациями. В 61 году в них остановился на семь дней Святой Павел, который уже тогда обнаружил здесь христианскую общину.
Город процветал до тех пор, пока порт отвечал торговым потребностям римлян, но перенес жестокий удар судьбы с открытием порта Остия. С усилением нисходящего брадисейсма (колебаний земной коры), который привел к опусканию под воду портовых сооружений, и с падением Рима (476 год н.э), Путеолы превратились в небольшой рыбацкий городок, а в средние века Флегрейские Поля были известны лишь своими термальными водами. Только после извержения Монте Нуово (1538) Путеолы начинают свой медленный социальный, экономический и урбанистический подъем — благодаря деятельности испанского вице-короля дона Педро Альвареса Толедского.
Прибывая в Путеолы из Неаполя, путешественник видит Церковь Святого Януария (Сан-Дженнаро) вблизи от Сольфатары. Она была построена в месте, где 19 сентября 305 года был обезглавлен святой Януарий и шесть его товарищей-мучеников: Акуций, Фест, Созий, Прокл, Дезидерий и Евтихий.
После разорений и грабежей она была восстановлена в 1580 году, а затем расширена и вновь разрушена в 1860. Согласно традиции в ней хранится камень, на котором и произошло обезглавливание, еще пропитанный кровью семи мучеников. Пятно от крови становится ярким во время чуда разжижения крови в ампулах, хранящихся в Соборной Церкви Неаполя.
Прямо перед вами — вход кратера Сольфатара, живописного белесого (leucogeo — от имени, которое римляне давали подобным выступам «белых, вышедших на поверхность пород») вулкана. Место обязательной остановки, наиболее интересный вулкан всего региона, благодаря таким явлениям как фумаролы и мофеты, которые всегда вызывают удивление. Вулкан занимает 33 гектара и является оазисом с чередующимися густыми средиземноморскими лесами и играет значительную роль с геологической, фаунистической и ботанической точки зрения.
Кратер имеет ширину 700 метров и был сформирован четыре тысячи лет назад: с тех пор он сохранил присущие ему характеристики. Страбон называл его «Forum Vulcani», это — место, где живет Гефест, и вход в Ад. Известный еще с античных времен в качестве источника лечебных грязей и места лечения серными водами и банями, уже со Средних Веков он считался главным термальным курортом. Туристы во время Большого тура всегда включают его в обязательную программу. Его привлекательность осталась неизменной, несмотря на минувшие века. Туристы могут наблюдать за конденсацией паров, которая образовывается, если поднести к фумароле небольшое пламя; могут слышать грохот в результате падения валунов с небольшой высоты, что в некоторых местах дает ощущение имеющихся больших подземных пещер, которые, в действительности, являются лишь маленькими углублениями, образуемыми газом из фумаролы, который накапливается в пористой породе.
Научный интерес ничуть не уступает туристическому: вулканологи со всего мира продолжают наблюдение за этим местом с огромным вниманием.
Можно отметить и другие особенности природы. В грязевых вулканах обитают изолированные колонии бактерий, которые в состоянии существовать при температурах выше 90 градусов. В окрестностях, на стенах позади Бока-Гранде, кроме того, в 1989 году, был открыт новый вид насекомого, получивший название «Seira tongiorgii».
Еще через три километра находится Амфитеатр Флавия, который является третьим по величине после Колизея в Риме и Санта-Мария-Капуа Ветере, в Капуа. Построенный во времена Веспасиана, во второй половине первого века, имея 149 метров в длину, амфитеатр вмещал до 40 тыс. зрителей, имел четыре главных входа и два вспомогательных и представлял собой сложную структуру, состоящую из подвалов, коридоров, лестниц, лифтов для подъема клеток, а также устройство, которое позволяло устраивать навмахии (зрелища морских сражений). В северной части подземелья находится часовня Св. Януария, построенная в 1689 году.
Согласно преданию, святого мученика безуспешно пытались отдать зверям на съедение, прежде чем обезглавить на месте, где теперь стоит посвященная ему церковь, уже за стенами Путеолы.
Отсюда наша экскурсия продолжается в направлении проспекта Терраччано, где нам встретятся развалины так называемого Храма Нептуна, сооружения для термальных процедур I века и развалины Нимфеума Дианы (от которого сохранился круглый фундамент и часть возвышения). Следуя улице Карло Мария Розини, можно прийти в старый город Путеол.
Дорога проходит через великолепную панораму и мимо входа в Рионе Терра (словом «терра» в средние века и среди моряков могла называться деревня или город), сердце древнеримских Путеол. Речь идет о волнорезе из туфа, который со своими 33 метрами над уровнем моря протянулся через залив между Низидой и Бухтой. Уже Страбон описывал его во времена Августа в виду его важной роли. Первое городское поселение, акрополь, цитадель, форт и религиозный центр, сохраняет в себе явные следы инфраструктурного центра 194 года до нашей эры. В связи с явлением брадисейсма, он был эвакуирован 2 марта 1970 года, а уже через несколько лет, был начат фундаментальный план по восстановлению и эксплуатации.
Чтобы пройти археологическим маршрутом, следует начать с Главных Ворот и, после поворота в подземные помещения дворца Мильярези, идти вдоль широкого декумана, по бокам которого стоят таверны и который пересекается с узкой древнеримской дорогой кардо. Па перекрестке имеется вход в публичные термы, откуда крутая лестница ведет на верхний этаж. Создание пешеходной зоны, все еще хорошо видимой, восходит к эпохе Перона, когда была создана аркада по левой стороне, сужающая дорогу. Там расположено множество резервуаров для сбора дождевой воды, необходимой для жизни осадной цитадели. Исключительное состояние городской структуры, стратификации предметов строительного искусства, безукоризненная канализационная система, «пекарня» с большим количеством помещений (это была лавка мельников или пекаря), с еще целыми жерновами и маленькими комнатами (возможно, лупанарием или гостиницей).
Грандиозный путеольский акрополь достиг своей кульминации в Храме Августа, который предстал перед публикой после пожара в соборе (16-17 мая 1964 года): это — Капитолий города республиканской эпохи. По воле богатого путеольского торговца Лучио Кальпурньо был перестроен архитектором Лучио Кочейо Аукто во времена Августа с использованием великолепных коринфских форм. Затем он был превращен в христианскую церковь между V и VI веком, а стиль барокко ему придал епископ Мартино де Леон и Карденас (1634). Развалины храма включены в общую структуру при строительстве Собора Святого Прокла, построенного в XVII веке и посвященного мученику Проклу, после того, как гражданам пришлось отступить на цитадель, чтобы защититься от атак варваров.
Церковь Успения по улице Кастелло во внутренней гавани Рионе Терра — небольшая, простая, имеет прямолинейные очертания и воскрешает в памяти известную военно-морскую традицию: была построена в 1621 году в честь Сретения, а подводное землетрясение разрушило ее в 1876 году.
в Путеолах римляне построили самый главный порт империи: оживленна торговая гавань, что до сих пор подтверждает «macellum» — публичный рынок, находящий по соседству, более знаменитый в качестве Храма Сераписа, из-за того, что там была найдена статуя этого древнеегипетского и греческого бога, сидящего на троне с корзиной — символом изобилия и плодородия: это самый необычный памятник Путеол. Храм был построен между концом I и началом II века и восстановлен в эпоху Севера (III век); он состоял мастерских и лавок, размещенных вокруг большого внутреннего дворика, окруженного портиками, с мраморным полом. Величественное здание, которое служило, на протяжении многих лет, индикатором брадисейсма данной зоны: на его колоннах, действительно, видны отверстия, сделанные в камнях каменными финиками, удивительными морскими моллюсками которые поселяются в самых жестких породах, растворяя их своим кислы* секретом, когда в результате брадисейсма здание было погруженным на дно. Затем оно вновь вышло на поверхность.
Среди прочих церквей Поццуоли стоит упомянуть церковь Сретения по улице Маркони, построенную в 1702 году и отличающуюся уникальным нефом.
Церковь Архангела Рафаила на улице Росини датируется серединой восемнадцатого века и была построена на месте, где был небольшой монастырь, посвященный Святой Екатерине Александрийской. Церковь Чистилища на склонах Теллини была построена Братством Смерти в 1639 году. Церковь Св. Антония, по улице Перголези, восходит к 1472 году и построена по велению Диомеда Карафы, герцога Мадалонского. Она неоднократно восстанавливалась с 1540 года, когда, по инициативе дона Педро Толедского, была украшена двумя великолепными кропильницами.
Церковь Святого Винченцо Феррера, известная также как «Иисус на море», восходит к первой половине XVI века, находилась в управлении Доминиканцев до 1806 года, а затем была освящена в 1847 году: ее архитектура отличается латинским крестом с боковыми часовнями.
На Площади Республики расположена Церковь Милосердной Девы Марии (Мадонны делле Грацие), самый древний церковный приход Поццуоли после Собора. Её история связана с брадисейсмом и с извержением Мойте Нуово в 1538 году, природным явлением, которое повредило небольшую имеющуюся церковь. Следует отметить, что в результате нисходящего брадисейсма она была затоплена, вместе с окраинным районом города, и была снесена, а затем восстановлена в элегантном стиле неоренессанса.
Двигаясь от Поццуоли вдоль берега Озеро Аверно, можно дойти до места, связанного, согласно авторам от Гомера до Виргилия, исключительно с культом загробной жизни: считалось, что там находился вход в Ад. Озеро имеет вулканическое происхождение, глубину в центре около 34 метров, а в 37 до н.э. озеро, по замыслу стратега Марко Випсания Агриппы, во время гражданской войны между Откавианом и Секстом Помпеем, было соединено с морем через Лукринское озеро широким судоходным каналом, где он пытался создать военный порт, Portus Julius, в честь Юлия Цезаря, который, в настоящее время, в значительной части, погружен в воду из-за эффекта брадисейсма.
Вдоль восточного берега озера расположен восхитительный грандиозный термальный зал, восьмиугольный снаружи и округлый внутри, известный как Храм Аполлона, эпохи Адриана, покрытый куболом диаметром около 38 метров, что немного меньше купола Пантеона в Риме. Это — внушительное и величественное здание.
КУМЫ
Что касается происхождения города, наиболее достоверной гипотезой является та, что город был основан в восьмом веке до нашей эры жителями соседних Питекуз (Искья), которые сами были родом из эвбейского города Кальчиде и Эретрия. За короткое время превратился в могучий и процветающий центр и распространил свое влияние на Флегрейский и Партенопейский залив. История Кум, как мы уже говорили, с попаданием под влияние Кампании (421 до н.э.), сливается с историей Дикеархии.
Затем, когда Путеолы стали главным портом Рима, Кумы быстро пришли в упадок и упоминания о них связываются лишь с наличием Пещеры Сивиллы, где в настоящее время расположен Археологический парк Кум. Этот памятник, извлеченный на свет в 1932 году в результате раскопок в туфе, поражает мистической атмосферой, которая его окружает. Вергилий в шестой книге Энеиды, полагал, что здесь жила легендарная и ужасная жрица Аполлона.
Но, по мнению некоторых ученых, речь может идти также о редком примере погребальной архитектуры, вдохновленной критско-микенской традицией. Коридор (дромос) длиной более 130 метров (шириной 2,40 и высотой около 5 метров), совершенной трапецеидальной формы, освещаемый через шесть боковых отверстий, ведет в сводчатый зал, из которого выходит еще один коридор, гораздо более таинственный и загадочный. Другие недавние исследования приписывают данной структуре оборонную функцию нижележащей зоны порта.
Справа от него предстает Римская крипта; слева — Священный путь среди античных греческих, римских и средневековых развалин, которые обрамляют потрясающий вид на острова Искья и Прочида. На этом маршруте находится Храм Юпитера, построенный на наиболее высокой точке акрополя — греческого храма (V век до н.э.), который представляет собой лишь контуры подиума.
В V веке он был превращен в христианский собор, от которого остались заметные следы и оригинальная ванна баптистерия. На нижней террасе расположен Храм Аполлона, легендарное возведение которого приписывается мифическому Дедалу, который приземлился здесь после сказочного перелета из Крита, и от которого остались незначительные следы фундамента, (он также был превращен в христианскую церковь в V веке).
Дальше идет Озеро Фузаро, в котором отражается Охотничий домик Ванвителли. Подлинная жемчужина архитектуры восемнадцатого столетия, построенная по велению Фердинанда IV Бурбона, в качестве охотничьего домика и в знак любви ко второй морганатической супруге Лючии Мильяччо, герцогине флоридийской. Его спроектировал Карло Ванвителли в 1782 году, и здание обладает легкостью, которая умножается благодаря зеркальному эффекту поверхности озера, которое является мифическим болотом Ахерусия. Имеет утонченный архитектурный дизайн, напоминая водное растение, плавающее на поверхности. Было разграблено во время волнений в 1799 году и разрушено землетрясениями, а затем восстановлено в 1991. Знаменитое полотно Гаккерта (хранится в музее Каподимонте) изображает его в своем неповторимом очаровании эпохи. В доме гостили Меттерних, русский царь, Моцарт, Россини и Виктор Эммануил III.
БАЙЯ
Название бухты связано с легендарным путешествием Одиссея, который здесь похоронил своего спутника Байоса. Это был период наивысшего расцвета Кум и, прежде всего, Флегрейской области — наиболее прославленной, воспетой и посещаемой, благодаря своим райским местам и ценным термальным источникам. Место отдыха богатых патрициев и интеллигенции. Не зря великий Гораций писал: «Nulhes in orbe sinus Bais praelucel amoenis» («Ни одно из мест в мире не превосходит красотой живописную Байю»). Как уже упоминалось, в связи с явлением брадисейсма, большая часть античного города была затоплена морем.
На фоне Байи виднеются очертания Монте Нуово, вулканической горы высотой 140 метров, которая знаменита тем, что образовалась всего за несколько часов во время извержения 29-30 сентября 1538 года и погребла под собой термальный курорт Триперголе, что привело к обезлюдению Путеол: это — наиболее молодая гора Европы.
В 1996 году на её склонах был торжественно заложен интересный Природный Заповедник, призванный защитить геологические, ботанические и зоологические ресурсы Флегрейских Полей. Далее можно полюбоваться Лукрийским озером: здесь римляне выкопали первые туфовые пещеры для использования лечебных свойств вулканических фумарол и построили роскошные виллы и, естественно, множество оборудованных горячих источников (вода имеет температуру от 58 до 74 градусов), которые используются и в наше время с современным оборудованием.
При приближении к Байе путешественник проходит через Мыс Эпитафии (Пунта дель Эпитаффи): по-настоящему великолепный вид на местность археологической ценности, а именно: Подводный Археологический Парк, который простирается на площади 14 гектаров и который можно посетить на обычных лодках с прозрачным дном, чтобы полюбоваться развалинами важнейшего термального курорта Империи, «Pusilla Roma» (именно так называлась Байю).
Фактически, комплекс I-IV столетий нашей эры все еще можно идентифицировать по своим функциям благодаря отдельным специализированным типам помещений. Тем не менее, является очевидным термальное предназначение некоторых залов, технически обустроенных, подобно куполу Храма Меркурия. Затем идут. Вилла Амбулатио, т.н. комплекс Сосандры (Афродита Сосандра считалась «заступницей людей»), храмы Дианы и Венеры.
Материальные свидетельства культуры прошлого, включая статуи, мозаики и украшения хранятся в Арагонском Замке Байи, где был устроен Археологический Музей Флегрейских Полей, символе этой мифической земли. Замок бьл сооружен в стратегическом месте на мысе из туфа, чтобы возвышаться над всем заливом Путеол и морской протокой, включающей три партенопейских острова. Он был построен на развалинах римской виллы (её остатки видны с моря) и являлся типичным фортификационным сооружениям эпохи, с крепостными стенами, оборонительными рвами и подъемными мостами, реально неприступными. Его строительство началось вместе с другими сооружениями оборонительной системы по плану короля Альфонса Арагонского в 1495 году, в ожидании вторжения Карла VIII. Вице-король Педро Толедский провел работы по расширению комплекса в 1538-1550 годы.
В двух больших залах музея расположилась реконструкция знаменитой Часовни Августали и серия гипсовых скульптур, восстановленных в термах Сосандры (несколько десятков фрагментов, восходящих к известным оригинальным греческим экспонатам из бронзы) и великолепная копия Афродиты, которая была найдена в Мизенуме в 1980 году Среди статуй заметно выделяется конная статуя Минервы, Тита Веспасиана, плиты и гравюры. Во внутренней части находится реконструированный великолепный и знаменитый Triclinium-Ninfeo из Мыса Эпитафии, роскошный и величественный обеденный зал, окруженный скульптурами в виде бюстов, сцен и отделки помещения и богатого убранства из скульптур Одиссея со своими спутниками и Циклопа Полифема.
БАКОЛИ
От замка двигаемся в сторону Баколи и приходим к знаменитым развалинам Могилы Агриппины, матери Нерона (точнее, это — небольшой театр, связанный с римской виллой). В этом месте предполагается остановка в т.н. Центре Камерелле, или Темницах Нерона, громадном сооружении из двух резервуаров, которые представляют собой структурированную и комплексную гидроустановку роскошной виллы республиканской эпохи (первое столетие до нашей эры) Гортензия Гортала. Вы можете посетить на нижней площадке множество очаровательных сообщающихся туннелей и галерей, вырытых в туфе, высотой около четырех метров и покрытых толстым слоем водонепроницаемой штукатурки.
Нынешний поселок Баколи (по поводу происхождения названия имеется две версии. От слова «vacua» — «невозделанная и пустынная земля » и слова «boaulia» — «хлев для коров », на основе легенды о месте остановки Геркулеса со стадом, похищенным у Гериона) образовался вокруг церкви святой Анны и стал автономной коммуной 19 марта 1919 года.
На выходе из Баколи дорога ведет на Мизенум, высокий мыс, который, согласно рассказу Вергилия, был свидетелем утопления спутника Энея, которого так и звали — Мизен. Будучи кумийским портом, имел первостепенную важность в военной организации Августа. По проекту Марка Випсания Агриппы здесь была воздвигнута тирренская военно-морская база. Среди префектов Мизенского Флота можно упомянуть Тиберия Клавдия Аникета, который послал наемных убийц, чтобы зверски убить Агриппину, мать Нерона, и Плиния Старшего, который погиб во время извержения Везувия (79 год н.э.).
Среди роскошных вилл первое место занимает вилла диктатора Гая Мария, которая позже была куплена Луцием Лицинием Лукуллом, где умер, в 37 году н.э, император Тиберий. Свидетельством прошлого этого роскошного и обворожительного места является Piscina Mirabilis: огромный бассейн, выкопанный в первые годы правления Августа. Речь идет о действительно уникальным гидросооружении, наибольшем искусственном резервуаре античных времен длиной 70 метров, шириной 25,5 и высотой 15 метров, созданном для сбора вод Серино, которые должны были снабжать флот империи, расквартированный в Мизенуме.
Первое поселение было, фактически, основано Августом в 31 году до н.э. в качестве военного поселения. Вдоль тракта Драгонары также видны развалины Публичных Терм, Часовня Августали (восходит к эпохе Юлиев-Клавдиев) и, на побережье. Грот Драгонары, вырытый в туфе и облицованный кладкой типа «opus reticulatum» со штукатуркой с толченой керамикой, который представляет собой резервуар, разделенный на пять нефов: резерв пресной воды для флота. Мизенум, тем не менее, в настоящее время, является курортным городом, очень популярным, с пляжами и сооружениями.
Кухня региона Флегрейские поля
За столом с мифом, полностью погрузившись в атмосферу древнеримского отиума?
Наверное, это уже невозможно, но повара Флегрейских Полей сумели обновить роскошное имперское гурманство, адаптировав сырье к потребностям современного времени.
По сути, за исключением некоторых деталей (например, легендарный гарум больше не употребляется в кухне), можно отметить триумф мидий, ракушек, устриц, ценных сортов рыбы и ароматических трав, со старинными сортами бобовых, например, чечевицей, — в меню, завершающим штрихом которого выступают вкуснейшие и хрустящие яблоки сорта аннурка, выращиваемые именно в зоне агро-путеолана. Кстати, что касается мидий, сегодня сертификацию получили здешние хозяйства по выращиванию мидий, что является важной частью местной экономики.
Все началось, когда наличие фумарол и горячих термальных вод, выбивающих из-под земли тут и там, хорошо известных в древнеримскую эпоху, зажгло свет в гениальном разуме Серджио Ората, который на озере Лукрино реализовал первую промышленную установку разведения устриц. Необыкновенная идея, ведь именно изображение устрицы сохранилось на большей части кумских монет.
Но флегрейская история разведения устриц продолжалась в череде удач и неудач. Озера интенсивно эксплуатировались. Затем, на протяжении долгого темного периода, потребовалось дождаться Фердинандо IV Бурбона, который решил возобновить такие хозяйства в Фузаро: однако за короткое время выявилось, что устрицы и мидии несовместимы.
Таким образом, хозяйство по разведению мидий переместилось в Капо Мизено и окрестности: местные рыбаки поедали их сырыми с хлебным мякишем и свежевыжатым лимонным соком. Это классика. Следует заметить, что недавно в Фузаро снова организовано разведений мидий с хорошими результатами. Процесс роста внимательно контролируется на всех этапах и длится до октября после осеменения, и затем до мая, когда мидии готовы к продаже. Чтобы завершить этот путь в виде ароматнейших «перченых мидий», в рыбной похлебке или в соусе к пасте.
Рецепт: ПЕРЧЕНЫЕ МИДИИ
Считается, что месяцы без буквы «Р» в названии наиболее подходят для использования мидий в блюдах.
«Перченые мидии» готовятся чрезвычайно легко. Разумеется, мидии необходимо тщательно очистить щеткой, затем в глубокой сковороде с зубчиками чеснока и разогретым оливковым маслом добавляются дары моря. Сковороду накрыть крышкой и оставить на большом огне несколько минут, пока мидии не раскроются. В конце добавляется свежий молотый черный перец и немного порезанной петрушки (по желанию). Перемешать соус и мидии, встряхивая сковороду, и подавать блюдо горячим.
Шоппинг в регионе Флегрейские поля
Художественные галереи, многие из которых завоевали свое имя; мастерские современного искусства и живописи; ремесленные лавки, среди которых можно встретить эклектичных персонажей и экстравагантные места: вот место интересных встреч и любопытных покупок. Не забудем о декораторах (ручная работа), расписывающих стекло, гончаров, мастеров-краснодеревщиков, которые умеют изумительно воплотить свою фантазию в конкретных изделиях.
С гастрономической точки зрения Флегрейские Поля предлагают совершить покупки, выходящие далеко за пределы простого памятного сувенира.
Кто-то решает заняться изготовлением травяных настоек или джемов, рассчитывая, главным образом, на туристов, популярностью пользуется виноделие благодаря разнообразию продукции, единственная проблема здесь -затруднительный выбор.
Поход по винодельням подарит приятный опыт, ведь именно в самом сердце DOC Флегрейских Полей заключена история двух сортов, «фалангина» и «пьедироссо», которые выращиваются в контексте необыкновенно красивых пейзажей. И вэтом случае ощущается контакт с тысячелетней историей, ведь еще древнеримские интеллектуалы — от Катона до Колумелла, дали четкие описания органолептических свойств местных вин.
Фирменные бутылки фирм, нашедших свою рыночную нишу не только в Италии, но и за ее пределами, воплощают аутентичность, насчитывающую тысячелетия. Достаточно подумать о названии «фалангина», происходящем от слова «фаланга» — опорный деревянный столб, вокруг которой развивается лоза: это характеристика флегрейского виноградарства, использующего систему таких столбов.
Очень красиво)