Знаменитый клиппер «Катти Сарк» — гордость Британии, он был самым быстрым парусным судном в мире, настоящим гоночным кораблем. В погожий день он мог преодолевать более 550 км. Рекорд корабля – из Шанхая вокруг Африки в Лондон за 107 дней.
«Cutty Sark» был построен в 1869 году для перевозки чая – важнейшей статьи торговли Британской империи. Первый капитан так отзывался о нем: «Я никогда не плавал на более прекрасном корабле. При скорости в 10 или 12 узлов он, казалось, даже не тревожил морскую гладь. Он был самым лучшим кораблем своего времени, величайшим кораблем, кораблем, который будет жить вечно».
Клиппер делали с целью победы в ежегодной гонке по доставке чая с Востока (чай – относительно скоропортящийся продукт). Судно работало на этом направлении в 1870-1877 годах. Это единственный чайный клиппер, сохранившийся в мире.
Но это было время открытия Суэцкого канала и появления пароходов, не зависящих от капризов погоды. Клиппер перевели на рейды Австралия – Великобритания, он занимался доставкой шерсти (1883-1895 годы). Команда судна составляла 28 человек.
В 1895 году «Катти Сарк» стала убыточной и была продана португальской компании, на которую долго работала с новым именем «Pequina Camisola», пока не попало в жестокий шторм в Индийском океане. Ремонтировать его отправили в Гринвич, и хотели было опять вернуть в Португалию.
Но к счастью, оно попалось на глаза капитану Уилфреду Доуману, который еще будучи молодым матросом восхищался этим кораблем. Благодаря его усилиям, клиппер выкупили у португальцев, снарядили его вновь под флагом Британии и стали использовать как учебное судно.
Многочисленные поклонники корабля во главе с герцогом Эдинбургским (супругом королевы Елизаветы II, бывшим морским офицером) собрали средства для того, чтобы сделать из исторического корабля музей.
С 1957 года корабль поставили в сухом доке в Гринвиче – он первым встречал посетителей, выходящих из тоннеля под Темзой и направляющихся в сторону военно-морского колледжа и национального морского музея.
Однако в 2007 году судно подверглось сильнейшему пожару и было закрыто на реконструкцию, его не удавалось даже рассмотреть за строительными завесами.
Но к счастью, восстановление завершено. 27 апреля 2012 года доступ публики на клиппер «Катти Сарк» возобновляется, его торжественно открывает королева Елизавета II.
Палубы и мачты корабля очень живописны, судно достойно восхищения и своей историей, и гордой выправкой. Посетить Катти Сарк с детьми, а особенно с мальчиками – это рассказать им о заметной странице истории Британии как «владычицы морей».
Cutty Sark — официальная информация
Сайт www.cuttysark.org.uk
Адрес King William Walk, SE10. Метро Greenwich, DLR Cutty Sark
Открыто: ежедневно 11.00 – 17.00
Билеты на посещение можно заранее приобрести на официальном сайте.
Об истории названия клиппера «Катти Сарк»
Есть мнение, что название «Катти Сарк» произошло от одежды фигуры на носу корабля – «короткая юбка», это искаженное произношение французского «courte chemise». Однако более точная версия такова: название имеет отношение к поэме Роберта Бернса «Тэм О’Шентер», в основе которой шотландская народная легенда. Фермер Тэм ночью увидел пляски ведьм, самая юная и красивая из которых — по имени Нэнни – была одета в короткую юбку.
Тэм зааплодировал им, но ведьмы погнались за ним, как за нарушителем их спокойствия. Тэм на лошади принялся улепетывать, но ведьмы почти догнали его. К счастью, на пути был ручей, а ведьмы по шотландским поверьям, не могут пересекать бегущую воду. Тэм на лошади перепрыгнул ручей, но Нэнни удалось схватить лошадь за кончик хвоста.
Приглядитесь — именно поэтому фигура на носу корабля изображает Нэнни с пучком волос в руках.
Кстати, португальское имя «Pequina Camisola», которое носил клиппер несколько десятилетий, тоже переводится как «маленькая рубашка».