Синтоизм в Японии – национальная религия, ритуалы


Синтоизм в Японии национальная религия фотоСинто, или «путь богов» — так стали называть в VI веке древнюю религию синтоизм, чтобы отличать от достигшего Японии буддизма.
Синтоистские божества присутствуют в объектах природы, таких, например, как горы, деревья, скалы необычной формы, даже в звуках. Но синтоизм нечто большее, чем обожествление природы; это сплав поведения, мыслей и путей совершения поступков, который более чем за 2000 лет стал неотъемлемой частью существования японцев. Синтоизм — это личная вера в коми, общепринятый образ жизни в соответствии с мышлением ками и духовная жизнь, прошедшая через веру в ками и общение с ними. Японцы верят, что они дети своих родителей и ками и поэтому своей жизнью обязаны обществу и природе. В ответ на получаемые любовь и заботу они обязаны выказывать верность и уважение как обществу, так и природе и продолжать свой род, почитая предков.

На протяжении большей части японской истории синтоизм не играл сколько-нибудь заметной роли в государственной политике. Все изменилось после Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда в целях восстановления культа императора синтоизм был объявлен главной религией, а буддизм отодвинут на второй план. Это решение положило начало самому зловещему эпизоду религиозной и политической жизни Японии — времени государственного синтоизма.

Государственный синтоизм означал приход крайнего национализма, который господствовал с 1890 по 1945 годы. Мифы о происхождении Японии были возведены в ранг исторических фактов, и всячески пропагандировался постулат о происхождении японцев от божественного императора. В то же время такие традиционные ценности, как верность, внутренняя собранность, самопожертвование, декларируемые в бусидо (путь воина), поощрялись как лучшие человеческие качества. Подобные настроения использовались милитаристским режимом 1930-х годов для укрепления чувства национального превосходства японцев. Все это привело к формированию исключительно сплоченной и верной императору нации накануне Вто-рой мировой войны. После войны императора Хирохито вынудили отречься от своего божественного происхождения; он стал просто главой государства (чисто номинальным), а синтоизм перестал быть государственной религией.

Синтоистские храмы (святилища)

Синтоистские святилища называются дзиндзя (обиталище ками), хотя в названиях можно встретить и окончания -дзингу или -гу. Эти названия и ворота тории — самые верные отличия синтоистских храмов от буддийских. Святилище дает приют ками, которые предпочитают жить в окружении природы, и является местом, где им служат и поклоняются.
Существуют различные стили храмовой архитектуры, но традиционные синтоистские храмы возведены из некрашеного кипарисового дерева и покрыты соломой. Обращают внимание тиги — скрещенные выступающие балки на концах крыши и кацуоги — короткие брусья, уложенные горизонтально на коньке крыши. Лучшие образцы подобной традиционной архитектуры — Великое святилище Исэ, Идзумо тайся (возле Мацуэ) и токийский Мэйдзи дзингу. Более поздние сооружения выдают китайское или корейское влияние, так как используют красную и белую краску или другую отделку.

ворота тории фото японияВозможно, наиболее характерным отличительным элементом святилища являются ворота тории, которые символизируют вход из земного мира в духовный. Обычно это простая деревянная конструкция из двух столбов с пересекающими их двумя перекладинами. Насчитывают 20 основных типов тории, многие из них окрашены в красный цвет. Сегодня их делают и из камня, металла, железобетона, в этих случаях ворота не красят. Слово тории означает «птичий насест», и до 1884 года это была распространенная форма обычных ворот; позже их стали ставить только для святилищ.

Где-нибудь в святилище часто стоит священное дерево, обозначенное витой веревкой (симэнава) с полосками белой бумаги вокруг нее. В старину верили, что это особое жилище некоторых ками. Сейчас же деревья лишь символизируют божественную силу, которая, как и другие части окружающей природы, помогает человеческому сознанию отрешиться от бренного мира и приблизиться к миру ками.

лисы в святилищах Инари фото японияНа территории святилища, ближе к строению, часто можно встретить скульптуры животных и людей; суровые сановники в старинных придворных костюмах с оружием — традиционные японские стражи. Правда, можно обнаружить и собак с львиными головами (кома-ину) или свирепого на вид Нио, явно взятого из буддийского храма. Другие фигурки могут принадлежать посланникам ками; лисы, например, в святилищах Инари, бога богатых урожаев.

Наконец вы входите в само здание святилища. На входе стоит ящичек для пожертвований, наверху веревка с колоколом или гонгом. Некоторые говорят, что звук колокола отгоняет злых духов, другие — что привлекает внимание ками. Еще одна симэнава обозначает священное место обитания ками.
Внутри каждого святилища имеются внутренние покои (хондэн), где хранится синтай (святыня). Это священный предмет, указывающий на присутствие ками, и потому он всегда под замком; если его увидят, он потеряет свою чудодейственную силу. В некоторых святилищах роль таких предметов играют зеркала. В передней части хондэн стоит столик для пожертвований, на котором лежит гохэй, символическое пожертвование из палочек, зигзагообразно обернутых белой бумагой, и очищающих жертвенных палочек (хараигуси). Иногда здесь же, между столиком и святыней, ставится зеркало. Оно выполняет важную мифологическую и религиозную миссию, так как символизирует не только незамутненное сознание ками, но и искренность верующих, отражая все как есть на самом деле. В некоторых случаях зеркало само может быть священным предметом; например, зеркало, переданное богиней Аматэрасу ее внуку Ниниги, предположительно хранится в хондэн святилища Исэ дзингу, главного синтоистского храма Японии.

витая веревка вокруг дерева синтоизм в японии фотоБольшие святилища — это обычно целый комплекс сооружений, включающий маленькие святилища, молитвенный зал (хайдэн), павильон для омовения, зал пожертвований, офис и сувенирный магазинчик; жилье для священников, сокровищница и иногда даже сцена-помост для ритуальных танцев, спектаклей театра Но или арена для сумо. Правда, в некоторых случаях святилища — это всего лишь тории и витая веревка вокруг дерева или камня для обозначения священного места обитания коми. Бывает, и целая гора объявляется священной, но это уже редкость.
До конца прошлого века доступ на такие горы (а их в Японии достаточно) женщинам был запрещен. В наши дни лишь на две священные горы — Усиро-яма в префектуре Окаяма и вершина гряды Сандзё-га-Такэ возле Нары — дозволено подниматься женщинам; обе вершины — святыни секты Сюгэндо.

Синтоистские ритуалы и праздники

Японцы молятся по самым разным случаям и выбирают святилище, соответствующее цели молитвы. Приходят поблагодарить своего местного или родового коми за его покровительство и благодеяния или же помолиться об исполнении важного желания, например о благополучных родах. Коми иногда «специализируются» в определенных видах благодеяния; поэтому нет смысла идти к коми, отвечающему за здоровье, если вы собираетесь помолиться об успешной сдаче экзамена.

ритуал омовения синтоизм фотоПосещая святилище, постарайтесь выполнить по крайней мере три из четырех элементов синтоистского ритуала. Среди них наиболее важным, пожалуй, является очищение — показатель уважения к коми. Люди, больные, страдающие от открытых ран, считаются нечистыми, и подразумевается, что они не придут в святилище.
В беседке или просто под навесом для омовения (чаша с водой возле входа) омочите кончики пальцев, затем зачерпните немного воды в ладони и слегка прополощите рот; сплюньте в специальный желоб внизу.

Теперь, после очищения, вы можете пройти непосредственно в святилище и пожертвовать что-нибудь. Можно просто бросить монетку в ящичек, монетка в 5 иен считается самой счастливой, хотя, если вы просите о чем-то большом, требуются более солидные пожертвования, завернутые в специальную бумагу. В зависимости от обстоятельств, коми можно ублажить пищей, вином, разными предметами и даже ритуальными танцами (кагура, исполняемая женщинами — служанками святилища) и схватками борцов сумо.

Третий элемент ритуала — молитва. Позвоните в колокол, дернув за веревку; совершите сначала один легкий поклон, затем два глубоких, молитесь, низко поклонитесь более двух раз, хлопните два раза в ладоши на уровне груди и закончите двумя поклонами — низким и легким. Заключительная стадия ритуала поклонов — священная трапеза, которая обычно следует за специальной службой или праздником. Иногда она принимает форму поглощения еды и напитков, принесенных для коми; для него оставляется символическая доля. Пиршество начинается с обязательной чашечки сакэ и часто заканчивается бурным весельем и караоке.

В магазинчике при святилище можно купить талисманы (омамори) от всех болезней, бумажки с предсказанием судьбы (омикудзи), которые затем обвязывают вокруг веток дерева, и деревянные дощечки, исполняющие желания (эта), — напишите свое желание и поставьте дощечку в ряд с другими.

Пожалуй, больше всего привлекают японцев и гостей страны жизнерадостные и красочные синтоистские праздники (мацури). У каждого святилища имеется по крайней мере один ежегодный фестиваль, который стоит посетить. Во время празднеств коми символически перемещаются из внутренних покоев святилища в разукрашенные паланкины или маленькие переносные храмы (микоси). Толпы молодых людей, толкающихся и напирающих друг на друга, носят временные жилища коми по улицам городов, выкрикивая «вассёи, вассёи»; особенно зрелищны синтоистские фестивали в небольших городках. Все это феерическое действо должно, как утверждают, принести коми счастье, и еще долго после возвращения паланкина в святилище веселье продолжается, подогреваемое алкоголем и песнями под караоке.

Все фото — автора сайта @
Смотрите также статьи Как съездить в Японию самостоятельно


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Отдых с детьми самостоятельно
Дизайн и поддержка: Goodwin