Японская культура: сумо, сады, чайная церемония, икебана


Часто заявляют, что синтоизм и буддизм предоставили японцам уникальную возможность восприятия обрядов, природы и искусства. Различные аспекты японской культуры развились из религиозных обрядов и основаны на духовных ценностях; среди них спектакли театра Но с использованием священных синтоистских плясок.
Кроме того, борьба сумо, традиционные сады, чайная церемония и искусство аранжировки цветов (икебана) корнями уходят в обрядовую практику японских религий.

Сумо

Японская мифология утверждает, что боги любили бороться друг с другом. Борьба в старину служила особым видом религиозного ритуала и была важной частью новогодних праздников в части предсказания удачи в наступающем году. Сумо превратилось в яркое зрелище в VI веке, и сегодня это, возможно, самый популярный вид спорта в Японии.

Связи сумо с его религиозным прошлым легко просматриваются. Например, одежда главного судьи поразительно напоминает ту, что носили синтоистские священники. Опоясывающие борцов ремни маваси с кисточками произошли от набедренных повязок фундоси, надеваемых во время синтоистских праздников. Сама схватка — это тщательно разработанный ритуал, в котором собственно борьба занимает всего секунды. Ступив на арену (дохё), борцы очищаются, полоща рот водой на синтоистский манер, и разбрасывают по арене соль, отгоняя злых духов. Так повторяется 3-4 раза, в промежутке борцы стараются оказать психологическое воздействие друг на друга.

Борцы сумо пользуются огромным уважением в Японии, и от них ждут поведения, приличествующего религиозному действу. Поэтому, несмотря на дьявольские взгляды, которыми борцы обмениваются, прежде чем наброситься друг на друга, они не имеют права проявлять эмоции, выражая гнев или разочарование при поражении, — ведь боги могут еще наблюдать за ними.

Японские сады

японский сад фотоЯпонские сады впервые стали устраивать на священных землях синтоистских храмов и императорских дворцов. Первые сады, датированные эпохами Нара и Хэйан (XH-Vni века), имели вид пруда и острова и воспроизводили мифологическую землю богов, Токоё. Черепаха и цапля, животные, символизирующие долголетие и напоминающие о мифическом китайском острове бессмертных, ассоциируются с Токоё и часто встречаются в садовом дизайне, обычно в очертаниях островов или композициях камней.

Позднее камни, пруды и острова большей частью утратили религиозный символизм и сооружались в чисто эстетических целях для пробуждения знаменитого японского ощущения прекрасного или использования в пейзажных зарисовках литературных произведений. Впервые эти идеализированные ландшафты появились в сценах лодочных прогулок в Гэндзи-моногатари («Повесть о Гэндзи»), но со временем сады и пруды стали меньше, превратившись в классические прогулочные сады. Созданные для неспешной прогулки, эти сады периода Эдо полны живописных откровений, которые появляются по мере продвижения по парку и часто создают эффект увеличивающегося пространства. Многие прекрасные сады того времени сохранились и сегодня; самые известные среди них: Рицурин-коэн в Такамацу, Суйдзэндзи-коэн в Кумамото и Кораку-эн близ Окаямы.

Еще в IX веке буддийская секта Сингон проповедовала идею о том, что в рай можно попасть и на земле по милости Будды Амиды. Так родились райские сады, в которых храмы пытались воспроизвести свою собственную версию Чистой земли Амиды, или Дзёдо, устраивая пруды, острова и скалы в искусственно созданной «природной» среде, наподобие чудесного Бёдо-ин в Удзи. В противоположность этому направлению, в XV веке суровые заповеди дзэн-буддизма содействовали появлению строгих «сухих садов» (карэ-сансуй), в которых весь мир сводился к нескольким камням на уложенном волнами белом гравии и к одному или двум произвольно расположенным кустам. Дайсэн-ин и Рёандзи в Киото — прекрасные образцы подобных садов, создаваемых исключительные возможности для медитации и ведущих посетителя к просветлению.

Чайная церемония в Японии

Чайная церемония в Японии фотоЧай попал в Японию из Китая в IX веке. Тем не менее чаепитие не получило распространения до конца XII века, пока дзэн-буддисты не стали использовать тонизирующие свойства чая для поддержания сил во время продолжительных сеансов медитации.

Последователи дзэн-буддизма верили, что все действия проникнуты религиозным смыслом, и приготовление чая — неотъемлемая часть процесса медитации. Расписанная до мелочей чайная церемония, тяно ю, все же не получила широкого распространения до конца XVI века, времени гениального мастера чайных дел, самурая и садового архитектора Сэн-но Рикю (1521-1591).

Важнейший элемент чайной церемонии, подсказанный самурайской культурой и искусством Но, — этикет, в соответствии с которым она и проводится. Центральное место принадлежит отточенным движениям хозяина, приготавливающего напиток, и скромному поведению гостей, почтительно следящих за его действиями. Внутренней атмосфере и душевному состоянию участников церемонии придается большее значение, чем внешним атрибутам церемонии. Гостям надлежит восхищаться вывешенным художественным свитком и цветами, украшающими чайную комнату; чашкой, из которой они пьют (ценятся умение ремесленника, соответствие сезону, грубая простота отделки).
В наши дни чайная церемония пользуется наибольшей популярностью среди молодых женщин; что же касается икебаны, то лучше всего аранжировка цветов получается у женщин брачного возраста.

Икебана

Икебана, или искусство аранжировки цветов, также уходит корнями в синтоистские обряды, буддийскую культуру и японскую эстетику; баланс трех составляющих позволил создавать динамичные композиции. Вначале упор делался на показ материала и формы так, чтобы они имитировали естественное состояние.

Исходный материал оставался природным, но сама идеология композиции эволюционировала по пути использования трех основных веток, символизирующих небо, землю и человечество; ветки компонуются так, чтобы выразить гармонию этих элементов в природе.

Имеются четыре основных направления, или стиля икебаны: классический сёкай (живые цветы), торжественный рикка (стоящие цветы), морибана (много цветов) и наиболее естественный нагэ-ирэ (небрежно поставленные цветы). Каждому стилю следует множество школ, таких как Икэнобо в Киото и Согэцу в Токио; имеется и несколько авангардистских групп, которые используют в композициях железо, стекло и другие материалы.

Смотрите также статьи Как съездить в Японию самостоятельно


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Отдых с детьми самостоятельно
Дизайн и поддержка: Goodwin