Предлагаемый здесь маршрут по Неаполю – для истинных любителей красот и истории Италии. Если же вы путешествуете с детками, то для краткого знакомства с Неаполем можно следовать рекомендациям, изложенным в статье Достопримечательности Неаполя (Италия) – что посмотреть с детьми.
О, Неаполь!
Писатель Норман Дуглас увлеченно рассказывал о совершенно особых морских течениях, которые в Средиземном море постоянно движутся в направлении Кампании: эти течения выбросили тело сирены Партенопы на берег в том месте, где впоследствии возник Неаполь.
С панорамной улицы Петрарка, с холма Позиллипо и благороднейшего «желудочка» сердца сегодняшнего города отражаются в голубых водах очертания того, что можно назвать смесью гуаши и романса: близкие и далекие контуры Искьи, Прочиды, мыса Мизено, Капри, Соррентийского полуострова; а дальше — «открытка» Везувия, городской лабиринт с его восточными башнями, дворцы, памятники и церкви необъятного исторического центра с его разветвленными фортификациями, от монастыря Святого Мартина и замка Святого Эльма до Анжуйской крепости и крепости Кастель-дель-Ово.
И воображение современного путешественника теряется в переулках, после того как он пересек Площадь Плебисцита, минуя Королевский дворец (Палаццо Реале), Театр Сан-Карло и улицу Толедо, тут и таи любуясь изумительными зелеными мазками района Каподимонте, садами и парками холма Позиллипо и скалистыми морскими берегами из желтого туфа.
Сделанная на ходу фотография «приморского города и его жителей» (показательное определение, данное Неаполю Луиджи Компаньоне) рассказывает о повзрослевшей сирене, которая вознеслась из своего моря на перекрестке новых путей развития. Неаполь связан с миром, в том числе и своим невероятным наследием неаполитанского духа, отличающегося креативностью, ремесленным мастерством, классом, отсутствием лубочности, который преодолел все возможные границы.
Оригинальный во многих отношениях город, зеркально отражающийся в отвоеванной приморской набереж:ной с ее широко известными пляжами и вечерними прогулками. И, конечно же, не стоит забывать о мандолине и серенаде, и тем более — о кофе, слоеных пирожных и ромовых бабах, продолжая восхвалять лучшую в мире пиццу.
Если отрешиться от клише, различные эпохи Неаполя никогда не были одинаковыми, и скорость таких изменений свидетельствует об активности, ощущаемой в многогранности высших учебных заведений, гуманистической культуре и научных исследованиях, в литературном сердцебиении и художественном пульсе, нашедшим свое отражение и в станциях нового метро; а также в подражаемой классикам современности, которой характеризуются театральные, музыкальные и мировые события.
Рождение города восходит к V веку до н.э.. В те времена Кумы, уже ставшие главной греческой колонией на побережье после переселения халкидян и эретрийцев, которые вначале обосновались на острове Питекусаи (Искья), обратила свои экспансионистские устремления на юго-восток, дав жизнь новому городу, получившему название «Неаполис» (Неаполь). Фактически, расширен был более древний центр — «Палеполь» — в котором уже проживали выходцы с острова Родос. Связь с большим островом в Эгейском море видна в мифе об основании города, рассказывающем о том, как морские волны выбросили на берег тело одной из сирен, очаровывающих Одиссея. Звали ту сирену Партенопа.
Пешеходный маршрут по центру Неаполя
Главный маршрут должен начинаться с Площади Плебисцита (Piazza del Plebiscito), которая пространственно ограничивается по большим сторонам аркадами Церкви Святого Франциска Паоланского и Королевским дворцом; по меньшим сторонам площади расположен дворец Салерно и дворец Префектуры, в то время как на прилегающей Площади Триеста и Тренто находится Церковь Святого Фердинанда, вместе с Театром Сан-Карло и Галереей Умберто I завершающая монументальное кольцо этого района.
Церковь Святого Франциска Паоланского. Центральное здание церкви, с куполом, напоминающим купол Пантеона в Риме, было построено в период с 1817 по 1846 год по приказу короля Фердинанда I Бурбона, давшего обет построить церковь, посвященную Святому Франциску, у которого он просил помочь вернуть свое королевство, захваченное наполеоновской Францией. Церковь доминирует над Площадью Плебисцита с двумя конными бронзовыми статуями королям Карлу III и Фердинанду I.
Королевский дворец (Palazzo Reale di Napoli)- символ испанского величия. Он был построен по проекту великого архитектора Доменико Фонтаны в стратегическом месте — недалеко от порта и перед площадкой, идеально подходящей для проведения военных парадов и больших народных скоплений. Строительство началось в 1600 году, а двумя годами ранее Фернандо Руис де Кастро был провозглашен королем Филиппом III вице-королем Неаполя.
Главный фасад дворца (169 метров), внутренний дворик и часть интерьера сохранили обустройство XVII века, но по истечении более двухсот лет дворец претерпел многочисленные перестройки, начиная со времен Бурбонов и вплоть до наполеоновского правления по указанию Иоахима Мюрата. К перестройке дворца привлекались такие известнейшие архитекторы, как Луиджи Ванвителли и Фердинандо Фуга.
В 1734 году Неаполь становится столицей Королевства Обеих Сицилии, и благодаря действиям короля Фердинанд IV проводятся завершающие работы — в 1768 году по проекту Фердинандо Фуга строится Придворный театр, а также восточное крыло, в котором с 1927 года находится Национальная библиотека. Проходя через Тронный зал. Зал послов. Королевскую капеллу, попадаешь в атмосферу великолепия и роскоши XVIII века: мебель, изготовленная неаполитанскими краснодеревщиками, предметы интерьера, ковры и гобелены производства французских мастеров и Королевской ковровой фабрики Неаполя, фрески XVI и XVII веков и картины периода Караваджо, фарфор, предметы домашнего обихода и бесценные художественные изделия.
Необычайно красивый Театр Сан-Карло (Teatro di San Carlo) является старейшим оперным театром в мире. Он был построен по воле Карла Бурбона и торжественно открыт 4 ноября 1737 года, в день королевских именин. Над проектом театра трудились архитекторы Медрано и Каразале.
Его можно охарактеризовать одним словом — шедевр. Пожар 1812 года разрушил театр, но он был восстановлен под руководством архитектора Антонио Никколини, который добавил две круглые ямы глубиной 70 метров для улучшения акустики театра. Здесь была основана первая в Италии балетная школа, а также впервые прозвучали известные произведения Россини, Верди, Беллини, Доницетти. Зрительный зал на 1380 мест.
Напротив театра находится традиционное место встреч — Галерея Умберто I (Galleria Umberto I), которая своим крестовидным планом подчеркивает стиль неоренессанса, типичный для конца XIX века: действительно, в Галерее Умберто I многое взято от Галереи Витторио-Эмануэле в Милане. Центр здания увенчан куполом высотой 56 метров, в то время как его четыре крьша имеют бочкообразные своды. На полу из разноцветного мрамора с центральной экседрой изображены знаки Зодиака и стороны света.
Выйдя из галереи, попадаешь на улицу Толедо, которая отделяет район порта от Испанского квартала — застроенного в шахматном порядке, простирающегося до холма Вомеро. Здесь вице-король Педро Толедский расквартировал испанский гарнизон, и в настоящее время, в сплетении живописных переулков, среди уникальной народной атмосферы, мы ощущаем неаполетанскую аутентичность.
Но для того, чтобы отправиться в обязательный маршрут по необъятному историческому центру Неаполя, включённому в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, необходимо лабиринтом улиц, улочек и переулков, формирующих идеальную прямоугольную сетку, добраться к Площади Нового Иисуса (Piazza Gesu Nuovo): это сердце греко-римского города. Три римские дороги (декуманусы) пересекались с перпендикулярными им дорогами (кардо). Здесь берет начало длинный путь Спакканаполи, который формируют следующие друг за другом прямые улицы Бенедетто Кроче, Сан-Бьяджо и Викария Веккья.
Площадь Иисуса украшена Колонной Девы Марии, увенчанной ее статуей. Колонна была возведена в 1747 году на народные пожертвования, организованные иезуитом Франческо Пене. Украшена богатой отделкой, являющейся примером блеска барокко, который символизировал могущество Ордена иезуитов. В конце концов, именно иезуиты стали владельцами Дворца Сансеверино (XV век), в период с 1584 по 1601 годы превратив его в роскошную Церковь Нового Иисуса (Джезу Нуово). Портал в стиле барокко включает в себя беломраморный ренессансный портал, который вьщеляется на сером фоне характерного рустованного фасада 1470 года, обработанного алмазным долотом. План церкви имеет форму греческого креста с тремя нефами, являясь триумфом барочного стиля и культуры. Разноцветный мрамор и фрески, среди которых следует отметить работу Франческо Солимена «Изгнание Элиодора из храма» на интерьерной стенке фасада. Интерьер церкви был создан лучшими мастерами своего времени, работавшими в Неаполе. Кроме Солимена, над оформлением церкви трудились Лука Джордано, Козимо Фанцаго, Белизарио Коренцио и многие другие.
В нескольких метрах находится еще одно из наиболее величественных мест Неаполя монументальный комплекс базилики и монастыря Святой Клары (Santa Chiara), которые относятся к первым зданиям, построенным в историческом центре. В начале XIV века правители династии Анжу выбрали это место в качестве семейной гробницы.
Во внутренний дворик церкви, являющийся великолепным образцом провансальской готики, можно попасть через внушительный портал XIV века, тогда как колокольня сохраняет оригинальные готические формы, которые можно найти и внутри церкви, полностью отреставрированной после пожара и последствий бомбардировок 1943 года.
К уникальному нефу церкви ведут двадцать капелл (по десять с каждой стороны), в то время как в центре пресвитерия находится остатки гробницы Роберта Анжуйского (в свое время это был самый большой средневековый погребальный памятник). Монашеские хоры декорировал Джотто в 1328 году (сохранились лишь немногие фрагменты): отсюда можно попасть в сад и известный майоликовый клуатр (монастырский двор) сестер кларисс.
Клуатр был сооружен в 1739 году Доменико Антонио Ваккаро, который украсил его колоннами и скамейками, покрытыми майоликовыми плитками, созданными Донато и Джузеппе Масса. На плитках изображены пасторальные и морские сцены, которые гармонично переплетаются с виноградными и лимонными побегами в триумфе синего, зеленого и желтого цветов.
В Музее произведений церкви Святой Клары хранятся предметы быта, скульптуры и украшения францисканства, а также археологические находки, обнаруженные среди остатков римского здания I века н.э., на месте которого возведен нынешний комплекс.
Продолжение маршрута и карта Неаполя – В ЭТОЙ СТАТЬЕ
А также статью Замки Неаполя