Буддизм в Японии – религия и культура, японские буддийские секты


Буддизм в Японии фото храмБольшинство японцев исповедуют буддизм наравне с синтоизмом. Буддизм в Японии появился из Индии, его основатель принц Сиддхартха (по достижении совершеннолетия — Гаутама), разочаровавшись в индуистском толковании источника человеческих страданий, отверг аскетизм как метод духовного совершенствования и обратился к медитации. После шести лет скитаний он достиг состояния просветления (нирваны), когда сидел под деревом Бодхи (познания). Оставшуюся жизнь Гаутама, ставший Буддой (просветленным), посвятил учению о том, что «праведные мысли» и «праведные поступки» должны привести к отказу от всех материальных и душевных желаний, чтобы уйти от действительности и достичь «высшего просветления» — нирваны.

Махаяна (Большая колесница) — широкий путь спасения, одно из основных направлений буддизма, согласно которому достичь нирваны может не только монах, но всякий, кто соблюдает определенные заповеди и предписания. Учение махаяны попало в Японию из Китая в середине VI века. Как и многое другое, японцы прекрасно приспособили это заимствование к своим культурным ценностям; Будда рассматривается ими как всемогущий ками, а с течением времени неудобные аспекты учения, например обет безбрачия, исчезли, и внимание стало уделяться в основном личной медитации.

Буддизм принес в Японию многообразие китайской культуры. В течение двух столетий монахи, артисты и ученые отправлялись в Китай для изучения религии, искусства, музыки, литературы и политических наук, что оказало громадное влияние на развитие культуры Японии. Буддизм оказался причастным к политическим противостояниям периодов Нара и Хэйан — слабые императоры использовали буддийскую и китайскую культуру для укрепления собственной власти и придания изысканности своим дворам, а также для ослабления приверженцев синтоизма.

будда япония фотоВ то же время буддизм не конфликтовал с синтоизмом — храмы и святилища часто располагались рядом, некоторые ками становились стражами и покровителями буддийских храмов, а различные фигурки и символы на синтоистских алтарях помогали ками подняться до уровня Будды, рассматриваемого как высшее духовное существо.
До конца Хll века японский буддизм оставался религией высшей аристократии. Приблизительно в это время доминирующая секта Тэндай дробится на новые секты: Дзёдо, Дзёдо синею, Нитирэн и дзэн-буддизм. Каждая из них апеллировала к определенным социальным группам. Первые две завоевали особую популярность среди простого населения весьма простыми формами отправления ритуалов. Секта Нитирэн требовала более серьезного подхода, тогда как практика медитации секты Дзэн, направленная на внутреннее совершенствование, больше подходила самурайскому сословию и оказала огромное влияние на японские традиционные искусства, в том числе и боевые. Почти все современные японские буддисты вышли из этих сект, которые продолжают сохранять свое влияние и сегодня.

Однако с XV века синтоизм начинает возвращать утраченные позиции. Различные синтоистские школы восстанавливают приоритет коми над Буддой, пытаясь доказать, что коми — всего лишь японский вариант Будды. Этот процесс достиг верхней точки после Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда синтоизм официально становится государственной религией. Большинство буддийских предметов было изъято из синтоистских храмов и уничтожено, и буддизм был в опале до конца Второй мировой войны, когда в Японию вернулась свобода вероисповедания. В наши дни буддизм и синтоизм снова мирно сосуществуют, их придерживается подавляющее большинство населения Японии.

Основные буддийские секты Японии

Секты Тэндай и Сингон были основаны в начале IX века, в их основе лежало китайское учение эзотерического буддизма. Исповедуя медитацию и различные обряды, они обосновались в горах и напоминали секту горных отшельников Сюгэндо.
Секта Тэндай (Небесная опора) была основана монахом Сайте (767-822) на горе Хиэй-дзан, рядом с Киото, где и преуспевает до наших дней. Основанная на верховенстве «Сутры Лотоса», которая содержит буддийскую истину в последней инстанции, Тэндай определяет все остальные религии, включая синтоизм, как различные части одной универсальной энергии.

Секта Сингон (Истинное слово), основанная Кобо Дайси (774-835), базируется на горе Коя-сан, к югу от Нары, и объединяет различные религиозные течения вокруг центрального образа Дайнити Нёраи, космического Будды, воплощающего суть мироздания. Сингон делает акцент на идее общей взаимосвязанности и взаимозависимости, выраженной манда-лами (графические изображения буддийского мира), и допускает, что просветление может быть достигнуто в течение одной жизни путем чтения нараспев сутр и медитации. Веками адепты секты Сингон стремились к духовному очищению, совершая паломничество по 88 храмам на Сикоку.

Дзёдосю, секта «Чистой Земли», основана в 1133 году монахом Хонэном; это было время голода, предательств и борьбы кланов. Хонэн допускал, что мир по сути своей порочен, и, поскольку невозможно достичь просветления в этой жизни, люди должны искать спасения в жизни загробной. Вера в Будду Амида (властителя рая) принесет блаженство в следующем мире. Культовая практика амидаистов весьма проста — многократное повторение магической нэмбуцу Шаму Амида Буцу» (Слава Будде Амида). Задав темп, Хонэн иногда повторял нэмбуцу 60 000 раз в день.

Секта Дзёдо Синею, «Истинная Школа Чистой Земли», основана радикально мыслящим монахом Синраном после его ухода из Дзёдо в 1224 году. Он верил, что избавление возможно не только в потустороннем мире; если усиленно молиться Амиде, можно спастись и в жизни нынешней. Синран сократил все религиозные обряды и утверждал, что достаточно произнести нэмбуцу один раз, но со всей искренностью. Подобная новация сделала секту Дзёдо Синею еще более популярной среди простого народа, сегодня это одна из самых многочисленных буддийских сект в Японии.

Секту Нитирэн, названную по имени основателя, отличал глубокий философский подход. Сам Нитирэн (1222-1282) верил, что истина, просветление и спасение могут прийти лишь в результате изучения буддийских сутр, особенно «Сутры Лотоса». Все остальные учения и секты он считал еретическими. Фанатичные последователи Нитирэна с воинственными криками «Ному Мёхо Рэнгэ Кё!» (Хвала сутре Лотоса) яростно отстаивали свои убеждения. К тому же Нитирэн прекрасно ориентировался в политической ситуации на азиатском материке. Мастерски выбрав момент, он предсказал, что, если люди не покаются в своих грехах и не примут его учение, небеса их накажут иностранным вторжением; вскоре последовало нападение монголов на Японию. Неугомонный Нитирэн перевернул судьбы слишком многих людей своими фанатичными проповедями, попал в опалу и по ряду причин был сослан. По одному делу его даже собирались казнить, но, согласно легенде, Нитирэн получил помилование (конечно, с помощью своей сутры), когда меч разлетелся, коснувшись его шеи.

Дзен-буддизм в Японии

Более тщательно разработанное учение Дзэн большее внимание уделяло внешней обрядовой форме, практике и ритуалам, чем схоластике. Здесь просветление и избавление могли прийти только изнутри, от самого человека. Последователи дзэн-буддийской школы Сото старались достичь полного отрешения от мирских забот и страстей через медитацию, сидя в позе лотоса (дзадзэн). С другой стороны, последователи школы Риндзай стремились к той же цели, в процессе медитации решая специфические задачи-головоломки — коаны, где единственный правильный ответ и означал просветление.
Возможно, самый известный коан — «Каков звук хлопка одной ладонью?». Оба метода преследуют одну цель — отвлечь верующего от мирских забот и перенести его в более высокие материи, где он сможет постигнуть истинного Будду.

Впервые учение дзэн попало в Японию из Китая в VII веке, но приобрело популярность лишь после 1192 года, когда его стал проповедовать монах Эйсай. Большой успех ожидал дзэн-буддизм в среде приверженцев нового военного режима (сёгуната), обосновавшихся в Камакуре. Доктрина дзэн с ее целенаправленными ритуалами и тренировочными упражнениями, развивающими самодисциплину и спартанский образ жизни, как никакая другая отвечала запросам самурайского сословия, которое оказывало всяческую поддержку великим дзэн-буддийским монастырям Камакуры и, позднее, Киото.
Каменные дзэн-буддийские сады япония фотоАскетичность дзэн и синтоистское восприятие природы оказали решающее влияние на японское традиционное искусство и садово-парковое творчество. Каменные дзэн-буддийские сады, составляемые из валунов, разбросанных в «море» волнообразного белого песка или гравия, помогают создать настроение отрешенности, размышлений о вечном и преходящем, сравнивая весь мир и песчинку как его ничтожную часть.

Буддийские храмы и церемонии

Как и синтоистские святилища, буддийские храмы (в названиях имеются окончания -тэра, -дэра или -дзи) являют богатое разнообразие архитектур-ных стилей, зависящее от времени постройки и секты, владеющей храмом; но в них всегда чувствуется сильное влияние искусства Китая и Кореи. Главный зал храма называется кон-до или хон-до; здесь обычно находятся основная скульптура Будды и стол для пожертвований. Иногда входные ворота (санмон) уже являются частью храма, представляя собой двухэтажную постройку с парой ярко раскрашенных свирепых стражей — Нио, или Конго рикиси. Несмотря на грозную внешность, Нио на самом деле существа добродушные, но только не для злых духов.

буддизм пагода фотоНа территории некоторых храмов стоят пагоды, обычно трех-пятиэтажные, каждый этаж имеет отдельную крышу, а верх пагоды венчает металлический шпиль. Исторически пагоды, где хранятся мощи Будды, служили центром буддийских церемоний. В зависимости от размеров храмовых комплексов, в них могут размещаться и другие строения: учебный зал (ко-до), сокровищница или хранилище сутр, жилые помещения и прихрамовый магазинчик. Дзэн-буддийские храмы, особенно живописные сооружения в Киото, также известны своими прекрасными каменными садами и ландшафтными парками, созданными специально для занятий медитацией.

Буддизму, в отличие от синтоизма, не свойственны красочные праздники и обряды. Вместо этого простая молитва, незабываемый запах курящегося ладана и пожертвования: еда, цветы или деньги. Сильное впечатление оставляет картина медитирующих в позе лотоса приверженцев дзэн-буддизма; замедленное дыхание, освобождение сознания от всего лишнего и время от времени удары бамбуковой палкой (чтобы не упали, уснув), за что бедняги еще и благодарят своего экзекутора.

Важнейший буддийский праздник — Обон (с конца июля до середины августа), когда духи усопших предков возвращаются домой на землю. Затем идут весеннее и осеннее равноденствия (о-хиган), обычно 21 марта и 23 сентября, — еще один повод навестить могилы предков. И все-таки самым большим событием считается Новый год — Сёгацу, хотя это больше синтоистский праздник, чем буддийский. Несколько нерабочих дней позволяют хорошо повеселиться, неплохо выпить и при этом не забыть навестить местный храм или святилище, помолиться об удаче в наступающем году.

Смотрите также статьи Как съездить в Японию самостоятельно


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Отдых с детьми самостоятельно
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru